30.04.2019 Телемедицинская конференция «Система профилактики немедицинского потребления психоактивных веществ в образовательной среде»
30 апреля 2019 года специалисты ОГБУЗ «Тамбовская психиатрическая клиническая больница» приняли участие в телемедицинской конференции «Система профилактики немедицинского потребления психоактивных веществ в образовательной среде», организованной Национальным научным центром наркологии – филиалом ФГБУ «НМИЦ ПН им. В.П. Сербского» в рамках реализации федерального проекта «Развитие сети национальных медицинских исследовательских центров и внедрение инновационных медицинских технологий».
|
Телеконференцию провела кандидат психологических наук, старший научный сотрудник ННЦ наркологии Григорьева Александрина Андреевна. В работе конференции приняли участие специалисты Белгородской, Брянской, Владимирской, Воронежской, Ивановской, Калужской, Костромской, Курской, Липецкой, Московской, Орловской, Рязанской, Орловской, Тамбовской, Тверской, Тульской и Ярославской областей ЦФО, Курганской, Свердловской, Тюменской, Челябинской областей, специалисты Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов УФО.
|
Текущая ситуация с употреблением психоактивных веществ (ПАВ) школьниками и студентами характеризуется сочетанием нескольких тенденций, требующих от образования интеграции систем профилактики.
Одним из основных механизмов возникновения детей «групп риска» является снижение способности семьи противостоять наркологической угрозе в связи с высокой распространенностью дисфункциональных семей: проблемных, конфликтных, дезорганизованных, социально неблагополучных семей, неполных семей.
Появление новых видов наркотических средств и психотропных веществ, расширение масштабов незаконного их распространения диктуют необходимость принятия системных комплексных сбалансированных мер, активизирующих профилактические механизмы наркопотребления и уменьшающих масштабы немедицинского потребления наркотиков и его последствий. Система профилактики употребления ПАВ в условиях образовательной организации должна складываться из следующих блоков:
- непрямая профилактика;
- прямая профилактика;
- адресная работа с группой «риска»;
- диагностическая работа.
«Непрямая профилактика» представляет основную часть, в системе профилактики. Поскольку основная задача психолого-педагогической профилактики - это создание условий для увеличения личностных ресурсов ребенка, то содержанием этого блока является работа, направленная на формирование самостоятельности, инициативы, ответственности, автономности, как альтернативы зависимости; на развитие эмоциональной сферы ребенка, расширение диапазона эмоциональных переживаний, повышение компетентности в понимании собственных эмоциональных состояний и состояний других людей; на становление социальной компетентности ребенка, позволяющей эффективно действовать в жизненных ситуациях разного типа, продуктивно разрешать трудности, уметь обнаруживать дефицит собственного ресурса и находить варианты его восполнения; на формирование ценности здорового образа жизни.
«Прямая профилактика» занимает существенно меньшее место по сравнению с первым блоком. Включения вариантов прямой профилактики должны быть строго сообразны специфике каждого возрастного периода и иметь четкую адресную направленность. Необходимы информационные программы для учителей и родителей; эта аудитория должна быть хорошо осведомлена о признаках появляющегося любопытства, о том, как выглядят подростки после первых проб, о том, каким образом можно обсуждать с подростками вопросы, касающиеся употребления наркотиков.
«Адресная работа с группой «риска»» касается специального содержания, которое выходит за рамки педагогической профилактики. Речь идет о консультациях и работе тренинговых групп для подростков и старших школьников, которые перешли от периодического употребления ПАВ к стабильному. Специальная работа должна быть организована не только с самими подростками, но и с их родителями.
Диагностический блок включает в себя анализ педагогической и социальной ситуации в школе. Для построения и реализации содержания профилактической работы необходимо понимать специфику конкретного места (насколько актуальна проблема наркомании, на каком социальном фоне существует эта проблема, какова характеристика разворачивающейся педагогической деятельности, какие проблемы и ресурсы есть в системе образования и т.д.). Именно из этого материала могут быть сформулированы задачи для программы профилактики.