19.03.2020 Научно-практический семинар «Особенности диагностики и реабилитации детей с ментальными нарушениями, в том числе с синдромом Дауна»
19 марта 2020 года на базе ОГБУЗ «Тамбовская психиатрическая клиническая больница» прошел научно-практический семинар «Особенности диагностики и реабилитации детей с ментальными нарушениями, в том числе с синдромом Дауна». Семинар был проведен в рамках Пилотного проекта по формированию единой региональной системы взаимодействия между органами исполнительной власти, организациями и семьями, воспитывающими детей с ментальными нарушениями, в том числе с синдромом Дауна. Мероприятие проходило в режиме вебинара, что позволило специалистам учреждений здравоохранения области принять участие в работе семинара, оставаясь на рабочих местах.
В России каждый третий ребенок по состоянию здоровья относится к группе риска. И самая многочисленная группа - дети с ментальными нарушениями. По данным ЮНЕСКО и ВОЗ, на 100 школьников приходится до пяти человек с нарушениями интеллекта, на каждые 800 новорожденных появляется один малыш с синдромом Дауна.
Ментальное расстройство – это психическое заболевание или нарушение психического (интеллектуального) развития, которое ограничивает способность человека работать или обслуживать себя, а также осложняет процесс интеграции в общество.
Ментальные нарушения, связанные со снижением интеллектуального развития диагностируются в раннем детстве, тяжелые - до 7 месяцев. Причина - повреждение головного мозга (травмы, инфекционные заболевания, гипоксия в родах), генетические заболевания. Такому малышу требуется коррекция с участием дефектолога (олигофрено-педагога, логопеда, сурдо- и тифлопедагога). Медикаментозного лечения нет. Состояние ребенка в тяжелых случаях стабильное и неизменное. Для средней степени характерна положительная динамика, в легких случаях возможно выравнивание до уровня сверстников, но все же не без легкой задержки психического развития. Физически ребенок может развиваться по возрасту, а трудности связаны с обучением.
Вторая группа - психические заболевания - редко диагностируются раньше трех лет. Могут появиться в любом возрасте после стресса, из-за трудной обстановки в семье, болезней мозга, генетической предрасположенности и других болезней.
Дети с ментальными нарушениями бывают разные. У них могут быть разные степени нарушения интеллектуального развития или тяжести психического заболевания, а также они отличаются друг от друга по характеру. Поэтому они вынужденно изолированы от общества. Однако независимо от вида нарушений таких деток, их чувства, желания, эмоции и потребность в самовыражении равноценны чувствам, желаниям, эмоциям и потребности в самовыражении других людей.
С докладами на семинаре выступили:
Краснянская Светлана Михайловна, главный врач ОГБУЗ «ТПКБ» - «Реализация комплекса мероприятий пилотного проекта по развитию системы взаимодействия между органами исполнительной власти, организациями и семьями, воспитывающими детей с ментальными нарушениями, в том числе с синдромом Дауна».
Копырюлина Надежда Васильевна, главный внештатный специалист-эксперт по детской психиатрии управления здравоохранения области, врач-психиатр ОГБУЗ «ТПКБ» - «Оказание комплексной помощи детям с ментальными нарушениями, в том числе с РАС в регионе».
Прокопенко Юлия Александровна, заведующая детским отделением, врач-психиатр ОГБУЗ «ТПКБ» - «Актуальные вопросы: ранняя диагностика и лечение детей с ментальными нарушениями, в том числе с синдромом Дауна».
Чурбакова Ольга Юрьевна, медицинский психолог реабилитационного отделения ОГБУЗ «ТПКБ» - «Современный подход реабилитации и абилитации в условиях стационара дневного и круглосуточного пребывания».
Иванова Елена Владимировна, логопед ОГБУЗ «ТПКБ» - «Опыт работы логопеда с детьми, имеющими ментальные нарушения, в том числе с синдромом Дауна».
Для успешного развития ребенка с ментальными нарушениями исключительную важность составляет создание оптимальных условий для его воспитания, образования и социальной адаптации и интеграции в общество. Особое место в этом процессе отводится семье, которая изначально обладает потенциальными возможностями к созданию максимально благоприятных условий для этого.