05.11.2020 Мастер-класс «Эффективные методы обучения с применением элементов АВА терапии детей с расстройствами аутистического спектра»
5 ноября 2020 года на базе Центра практической психологии ТГУ им. Г. Р. Державина медицинский психолог ОГБУЗ «Тамбовская психиатрическая клиническая больница» Ольга Чурбакова провела мастер-класс «Эффективные методы обучения с применением элементов АВА терапии детей с расстройствами аутистического спектра». Мероприятие было организовано в рамках проекта: «Психологическое сопровождение инклюзии детей и взрослых с психическими расстройствами и расстройствами поведения», при поддержке Фонда президентских грантов и партнерстве ТГУ им. Г. Р. Державина. В мероприятии приняли участие 4 ребенка в возрасте от 4 до 13 лет с диагнозом «расстройство аутистического спектра». На занятии была представлена модель эффективного обучения таких детей и даны необходимые рекомендации для родителей.
Представленный на коуч-сессии метод АВА-терапии – на данный момент является один из самых эффективных методов обучения детей с расстройствами аутистического спектра. В основе терапии заложена идея, что любое поведение влечет за собой некоторые последствия, и если ребенку последствия нравятся, он будет это поведение повторять, а если не нравятся, то не будет. При этом подходе все сложные навыки, включая речь, творческую игру, умение смотреть в глаза и другие, разбиваются на мелкие блоки - действия. Каждое действие разучивается с ребенком отдельно, затем действия соединяются в цепь, образуя сложное действие. Взрослый не пытается давать инициативу ребенку, а достаточно жестко управляет его деятельностью. Правильные действия закрепляются до автоматизма, неправильные - строго пресекаются. Для достижения желаемого поведения используют подсказки и стимулы, как положительные, так и отрицательные. Закрепленным навык считается только тогда, когда ребенок сможет выполнять это действие без ошибок в 80 % ситуаций вне зависимости от того, в какой атмосфере и кем было дано задание.
В рамках обучающей программы по методике АВА ребенок всегда ведомый, его свобода и инициативность ограничены выбором обучающего взрослого. Для каждого ребенка составляется индивидуальный план поэтапного развития. Ребенок может осваивать одновременно два‑три не связанных между собой навыка, педагогом выстраивается четкая система усложнения и поэтапного освоения все новых и новых навыков.
Конечная цель АВА-терапии - дать ребенку средства осваивать окружающий мир самостоятельно.